Классификация онлайн-рисков
Коммуникационные риски
Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.
Контентные риски
Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.
Потребительские риски
Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих
персональные данные онлайн-покупателей.
Технические риски
Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).
Как защитить ребёнка от онлайн-рисков?
Развивайте доверительные отношения.
Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему. в этом случае он сможет вам довериться.
Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?
Регулярно разговаривайте об Интернете.
Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация — лучшее средство от онлайн-рисков. Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве. Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».
Расскажите о нормах онлайн-этикета.
Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок
должен понять, что анонимность в Сети — иллюзия, и любое действие навсегда оставляет
свой след.
Объясните необходимость защиты персональной информации.
Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет.
Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя.
Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила,
которые установили для детей.
Чем опасно общение в Сети?
Интернет открывает уникальные возможности для общения благодаря современным технологиям можно быть на связи 24 часа в сутки практически в любой точке мира. В то же время в Сети ребенка могут подстерегать следующие риски:
Кибербуллинг — намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта. Каждый четвёртый российский школьник ежегодно сталкивается с унижением, оскорблениями или преследованием в Сети.
Груминг — установление дружеского контакта с ребёнком с целью сексуальной эксплуатации. Принимает разные формы: от обмена сообщениями и материалами сексуального характера до соблазнения, домогательства или шантажа. Каждый двадцатый подросток сталкивается с сексуальными домогательствами в Интернете.
Секстинг — отправка сообщений (текстовых или изображений) эротического или порнографического содержания посредством мобильной связи или через Интернет. Каждый четвертый подросток встречал или получал в Сети сообщения сексуального характера. Встречи с людьми из Интернета в реальной жизни могут быть опасны. Более трети подростков пойдут на встречу с виртуальным другом без сопровождения взрослых.
Кибербуллинг: как помочь ребёнку?
Сигналы опасности
- Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете — признак того, что ребенок может подвергаться агрессии.
- Нервозность при звуке получения сообщения может говорить о его негативном содержании.
- Внезапная неприязнь к Интернету — возможный признак наличия проблем в виртуальном мире.
Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка. Избегайте необдуманных действий. Дайте ребёнку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать.
Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребёнка? Соберите доказательства травли. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).
Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлюигнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля. Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя.
- Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив администрацию ресурса о киберхулигане, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей.
- Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору.
- Если существует угроза здоровью и жизни ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.
Рекомендации по предупреждению встреч с незнакомцами, груминга, секстинга
Познавательный интерес подростков к вопросам секса — возрастная норма. В Интернете этот интерес может эксплуатироваться злоумышленниками. Как обезопасить ребенка в таких случаях?
Напоминайте о принципе «доверяй, но проверяй». При общении в Сети никогда нельзя быть уверенным, кем на самом деле является собеседник. По ту сторону монитора может оказаться взрослый человек с преступными намерениями.
Обсудите последствия секстинга. Например, собеседник может разослать друзьям ребенка переписку или откровенные фото, опубликовать их в открытом доступе. Это способно нанести психологическую травму и навредить репутации ребенка.
Расскажите, что не вся информация в Сети об отношениях, в том числе интимных, соответствует действительности. Гармоничные отношения между людьми связаны с заботой и доверием, но в Сети тема любви часто представлена в искаженной, вульгарной форме. Отнеситесь к вопросам ребенка внимательно: лучше, если он получит эту информацию от вас, чем от незнакомца.
Проинформируйте об уголовной ответственности за использование сексуально откровенных изображений несовершеннолетних. Изготовление, хранение и распространение данной информации при помощи электронных средств коммуникации запрещено законом (Ст. 242.1 УК РФ).
Посещайте социальную сеть, в которой общается ребенок. Обращайте внимание на тех, кого он добавляет в друзья. Появление взрослых незнакомцев — повод насторожиться.
Не позволяйте ребенку ходить на встречи с незнакомцами одному. Если виртуальный друг действительно доброжелательный, он с пониманием отнесется к такой предосторожности.
Поощряйте и создавайте условия для позитивного общения в реальной жизни.
Секстинг не должен заменять подростку опыт реального общения с противоположным полом.
по материалам: ФОНД РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ ПАО «МТС» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПОГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ ОБ ИНТЕРНЕТЕ»