Образовательные стандарты

Новые образовательные стандарты в детской музыкальной школе

     В детской музыкальной школе начался новый учебный год. И этому году предстоит быть очень насыщенным, напряженным и интересным, потому что музыкальная школа осуществила переход на новые образовательные стандарты в 2013/2014 учебном году .
Современное общество переживает такой этап, когда назрела необходимость пересмотра одной из важнейших социальных сфер – образования. Подтверждением тому являются приоритеты государственной политики на современном этапе, социально-экономические преобразования в стране за последние годы, частые изменения законодательных актов в области образования, обострившиеся демографические и духовно-нравственные проблемы общества.
Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских музыкальных школах и школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Федеральный закон № 145-ФЗ был разработан и принят в целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства, обеспечения права граждан на обучение и эстетическое воспитание, а также во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р. Данный федеральный закон учитывает основные положения и задачи Концепции, в которой отмечено, что высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в ХХ веке уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские музыкальные школы и школы искусств.
Федеральный закон № 145-ФЗ предусматривает:
— реализацию в ДМШ и ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями;
— выдачу выпускникам детских школ искусств документа установленного образца об окончании обучения;
— полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, реализуемых в муниципальных детских музыкальных школах и школах искусств.
Образовательные программы в области искусств ориентированы на:
— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
— выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
— выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечивается созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:
— организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);
— организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
— организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
— использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
— эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
— построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально-культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
— эффективное управление образовательным учреждением.
С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в музыкальной школе созданы творческие коллективы учащихся и преподавателей: образцовый коллектив хор «Рассвет», хор «Солнышко» хорового отделения, ансамбль скрипачей младших классов «Аллегретто», ансамбль скрипачей старших классов «Канцонетта», дуэт преподавателей «Хорошее настроение», ансамбль флейтистов «Вита», фортепианный ансамбль преподавателей, камерное трио преподавателей «Неоклассика», оркестр народных инструментов старших классов, ансамбль народных инструментов младших классов, хор инструментальных отделений старших классов, дуэт преподавателей «Арабески», камерный квартет преподавателей, вокальный ансамбль вокально-хорового отделения.
Деятельность учебных творческих коллективов регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).

Музыкальная школа осуществляет прием учащихся с 2013-2014 учебного года по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств со сроком обучения 8(9) лет по следующим программам:

  • «Фортепиано»
  • «Струнные инструменты»
  • «Народные инструменты»
  • «Духовые и ударные инструменты»
  • «Хоровое пение»

Для успешной реализации новых программ ведущие преподаватели музыкальной школы разработали образовательные программы по каждому учебному предмету. Было составлено расписание индивидуальных и групповых занятий, план учебно-воспитательной, методической и культурно-просветительской работы учреждения.